nahujpohuj wrote in pvoandtheomism

Categories:

Теомизм - Буддизм - Пелевин - Эксмо

Настоящая статья является итогом расследования, которое я веду в своем жж-сообществе ПВО и теомизм. Вкратце суть этого расследования можно прочитать в этом посте. Теперь же я постараюсь разложить все по полочкам, чтобы все было предельно ясно и понятно.

Итак, история, о которой я хочу вам рассказать, началась ориентировочно в 2015-м году после выхода романа «Смотритель» и даже намного раньше. Я полагаю, что этот роман можно считать последним, скажем так, типично-пелевинским-романом, т.е. его последним буддистским романом. 

Все знают, что Пелевин увлекается буддизмом, практикует буддизм, и активно использует буддистские мотивы в своем творчестве. Об этом знают его читатели, его издатели, его критики и даже те, кто его принципиально не читает. Буддизм и Пелевин — это как кофе и сигареты, картошка-фри и сырный соус, ЖЖ и козел Фрэнк. Словом, полная гармония.

Можно ли вообще представить Пелевина без буддизма? Что получится, если мы уберем из его творчества буддизм? Останется только нескончаемая ирония над нашей современной жизнью и неодолимое чувство горечи и отчаяния без всякой надежды на то, что все это лишь иллюзия. Словом, печальная картина получится. Вместе с тем, у Пелевина есть, к примеру, рассказ «Ассасин», где буддизма нет совсем, зато там есть суфизм, кот. — внимание, внимание — также называют исламским буддизмом. Словом, да, без буддизма Пелевина не представишь. Даже там, где его нет совсем, он все равно в той или иной степени присутствует, хотя бы просто потому что Пелевин — это наш русский буддистский писатель.

Но с буддизмом вот какая штука получается, мил человек: все о нем говорят, но никто его не понимает. И это неудивительно, т.к. во-первых, буддизм — это не монолитное учение, а скорее сборник разных восточных школ и направлений, а во-вторых, буддизм — это больше практика, чем теория, особенно это касается т.н. дзен-буддизма.

На ютубе есть ролик, где Славой Жижек критикует буддизм и в особенности одного конкретного буддисткого учителя по имени Т. Д. Сузуки, который в свое время тренировал японских солдат типично буддистским методом, объясняя этим солдатам, что это не они убивают людей, а, скажем так, дхармы взаимодействуют друг с другом. Делалось это для того, чтобы солдаты не испытывали чувства вины за убийство человека и чтобы они эффективнее убивали людей. Но работало это не очень, конечно. В конечном счете, вся его практика свелась к тому, чтобы солдаты вообще ни о чем не думали, а просто тупо убивали людей. Что может быть более эффективным, верно? Just do it!

В основе буддизма, насколько я понимаю эту древнюю восточную философию, лежит идея о том, что — и нам эту же идею постоянно повторяет Пелевин — нет такой сущности как Я, личности и т.д. То есть нет субъекта действия — нет меня, вас, никого нет — а есть некие дхармы, которые взаимодействуют. Словом, для простого русского человека, равно как для простого западного человека, все это просто дикость какая-то. Ну как это нет меня? А кто эту статью, блядь, пишет?! Святой дух, что ли.

В общем, буддизм в творчестве Пелевина — это самое слабое звено. Да, это выглядит экзотично, местами интересно, но нихуя же непонятно, а главное основная идея буддизма — идея о том, что нет субъекта действия, а есть только само действие или точнее событие — эту идею никто в здравом уме воспринять не в состоянии. Возможно, эту идею воспринимают где-нибудь в Японии, в каком-нибудь дзен-буддистском монастыре, где лысые монахи только и делают, что целыми днями медитируют. Возможно, что так. Возможно, что в нашем современном мире вообще никто эту идею не воспринимает. Возможно, что единственный, кто ее вообще когда-либо понимал, был сам Будда или Бодхисатва или еще кто-нибудь, кто жил 2 тысячи лет назад, когда все было как-то проще и медленнее. Возможно, что и они сами нихуя не понимали, а только делали вид, что что-то такое понимают. Возможно все, как говорится, на все воля Возможного. Но для нас с вами, простых русских людей, читающих Пелевина, весь этот буддизм — это просто как китайская грамота. И Пелевин это знает, и издательство это знает, и читатели это знают, и даже те, кто его принципиально не читает, тоже это понимают.

Вместе с тем, понятно, что совсем от буддизма тоже отказаться нельзя. А что тогда останется? И как это Пелевин может отказаться от буддизма? Ведь Пелевин — это и есть наш русский буддизм. Но ведь и продолжать долбить одно и то же — «меня нет, меня нет, меня нет, все это иллюзия, иллюзия, иллюзия» — тоже нельзя! Именно на этом в том числе и прогорел «Смотритель». Что же тогда делать?

Думаю, Пелевин потратил кучу времени, думая над тем, как выйти из этой ловушки. В итоге, однажды его осенило, и выход был найден — Пелевин придумал и создал свой собственный, новый буддизм. Сперва он создал своего собственного Будду, кот. назвал Тео Ом (греч. теос (бог) + индус. ом (абсолют) = абсолютный бог). В словаре теомизма, кот. находится в книге «Теомизм», это имя обозначает не только псевдоним Автора, но также имя одноименного литературного персонажа. Понимаете? Тео Ом — это не только тайный псевдоним Пелевина, но и его литературный персонаж, от имени которого и написаны все книги о теомизме. Затем — и вот на это, как мне кажется, он потратил больше всего времени — Пелевин разработал теорию потенциальности, кот. и стала ядром новой философии. Вокруг теории потенциальности, как вокруг ядра атома, Пелевин создал электронное облако поэзии потенциальности, снабдив теомизм разнообразным набором метафор и мантр. Все это он изложил сперва в одной книге, кот. называется «Теомизм. Возможность истины». Сейчас этой книги в продаже нет, я искал, но найти ее так и не смог. Затем на основе этой книги, как бы раздробив ее на пять частей, он инкогнито публикует следующие пять книг, а затем окончательную уже седьмую книгу — итого, все семь книг. И все это он делает, как я полагаю, в сговоре с издательством «Эксмо». То есть издательство «Эксмо», как я думаю, в курсе того, что происходит. Более того, именно специалисты издательства поддерживают те пять или уже шесть сайтов, на которых представлен теомизм, ведут его вк-паблик, иные сообщества и в целом обеспечивает ему негласное pr-сопровождение. Цель у них одна — заменить буддизм теомизмом. Не сразу, конечно, а постепенно.

Первый этап этой замены, как я полагаю, начался с книги «Лампа Мафусаила», где уже можно встретить элементы теомизма. Среди них особенно можно отметить следующие моменты: таинственные бородачи, которые «сохраняются потенциально и видят мир как карту потенций», имя Теодор (Тео) и звук Ом. В «Фудзи» далее тоже встречаем имя Теодор (Тео), таинственные волны, из кот. как бы все появляется (волны потенциальности) и другие фразы из словаря теомизма. Словом, процесс пошел. В следующей книге, как можно предположить, теомизма будет еще больше. Прямо или косвенно, но он там точно будет.

Вместе с тем, на сайте теомизма прямо сказано, что Виктор Пелевин — это не автор теомизма и теории потенциальности. Казалось бы, нам дают понять, что мы не там ищем. Но это только так кажется, ведь там нет упоминания о том, что Тео Ом — это не псевдоним Виктора Пелевина. То есть да, формально (юридически) автором теомизма и теории потенциальности является Тео Ом, но фактически, если Тео Ом — это тайный псевдоним Пелевина, то фактически автором теомизма и теории потенциальности является сам Виктор Пелевин, а Тео Ом — это не только его псевдоним, но и его литературный персонаж, имя кот. Пелевин последнее время стал так часто использовать («Лампа», «Фудзи») совсем не просто так, а именно как знак того, что это именно его лит. персонаж и это именно его, Пелевина, литературный псевдоним.

В общем, господа и товарищи, теперь все кусочки паззла встали на свои места. Виктор Пелевин придумал теомизм и все сопутствующие ему элементы, в том числе теорию потенциальности, придумал себе тайный псевдоним, создал своего одноименного тайного литературного персонажа по имени Тео Ом, сообщил об этом издательству «Эксмо» и попросил их посодействовать ему в развитии этого проекта, чему издательство, вероятно, только обрадовалось, ведь с теомизмом это уже действительно новый Пелевин, а значит и новые, лучшие продажи. Издательство «Эксмо» ему активно помогает продвигать теомизм, а Пелевин постепенно заменяет теомизмом, своей новой философией, уже опостылевший всем буддизм. Как видите, все просто и логично. Думаю, в скором времени в крупных сетевых изданиях появится серия журналистских расследований о том, как Пелевин и «Эксмо» запустили совместный тайный проект под названием «теомизм вместо буддизма».

И вот вам еще вишенка на торте. Известно, что Пелевин читает новости и отслеживает все происходящее в мире. Может ли он в таком случае пропустить новость о собственной смерти? Вряд ли. Но видели ли мы, например, в «Фудзи» хоть намека на эту новость? Я такой не видел. Зато я видел и даже читал книгу, которая называется ««Пелевин умер», и другие теосны о вечной потенциальности», которую написал некто по имени Тео Ом. Ну то есть, теперь понятно, что ее написал сам Виктор Пелевин под псевдонимом Тео Ом. И это, конечно, такой привет от Виктора Олеговича всем тем, кто следит за его творчеством, и не только за его явным творчеством, но и за его тайным творчеством, знаки на которые внимательные читатели могут найти в его последних книгах. И знаков этих в дальнейшем будет еще больше.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic